Меню

Костюмированный бал 1903 года.

Костюмированный бал 1903 года…какие люди, какие костюмы….

11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля —
грандиозный      костюмированный бал. Это был последний бал императорской

России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное
название «Бал 1903 года», самый известный праздник в Санкт-Петербурге
времени царствования последнего из рода Романовых.

 Гости бала.
 

                                                   

 

11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а
в Большом (Николaевском)

зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они
отдавали "русский поклон" хозяевам.

                                                 

             

               Николай и Александра.
 

                                              

                   

         Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами
из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии
исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и
П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при
участии Анны Павловой).

                                           

                   

После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в
Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован
вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в
Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

                                              

                   

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей
присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров".
Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в
прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники
перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на
подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея
Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых
стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой
столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

                                            

                   

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали
до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения
специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой
под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и
танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры
гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа
танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на
генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и
кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В
качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра
Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

                                            

                  

По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие
фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр, Ренца и
Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые
снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания
альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы
распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с
благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

                                          

                 

Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали
костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами
атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким
образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие
двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на
балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
Знакомство
с фототипиями позволяет представить направленность художественного
оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном
воплощении.

                                          

                 

Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен
Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных
одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с
душегреями.

                                            

                 

Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника
Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния.
Современники также отмечают огромное количество драгоценностей,
которыми были осыпаны гости.

                                           

                 

                                           

                 

                                             

                         

 

                                                    Баронесса Эмма Фредерикс

                                            

                         

                            Её Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Георгиевна

                                         

                         

                                                      Мария Николаевна Воейкова.

                                          

                 

                                             

                 

                                         

                 

                                           

                         

   Её Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна,герцогиня Мекленбург — Шверинская.

                                              

                

                                            
 

                           

                         Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович .

                                             
 

                   

                                               

                           

                                &

 

Поделиться записью


Оставить комментарий