Меню

Ткачество на бердо

Ткачество на бердо

Ткачество на бердо

В этой статье пока что не рассмотрены варианты бранной и закладной технике. Так как не владею ею сама. Если будут предложения по дополнению статьи этими пунктами, рассмотрю их в большим энтузиазмом! 

http://earving.nm.ru/loom.html      


1. Ареал распространения ткачества на бердо.

Самое раннее изображение бердо выявлено в манускрипте начала 14-го века. Оно так же использовалось в эпоху раннего средневековья в Скандинавии. Скандинавы вырезали их из кости и оленьего рога. В течение многих столетий французы и испанцы использовали гребни для создания бердечек.
Способ тканья на бердо был распространен по всему Псковскому округу, в Смоленщине, Могилевщине, на Севере у пермяков, в Сибири у остяков, известен во всей Средней и Северной Европе в средние века, а так же в Америке, куда, Как предполагают, он был завезен европейцами после завоевания Америки. Пермяками и остяками он, возможно, был заимствован у русских.

2. Необходимые инструменты и материалы.

Для того, чтобы ткать на бердо, вам необходимо прежде всего бердо. Оно представляет собой тонкую( 3-4 см) деревянную пластину размером в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину, поделенную щелеобразными прорезями шириной 1.5 –2 мм на тростины. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.
Дополнительными инструментами для ткачества да бердышке являются челнок, ножницы, деревянный нож для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки( начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще).
       

3. Подготовка к работе.

Для изображения схемы рисунка используется чаще всего такой вариант:

x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x
  x   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   x  

В первой и второй строке мы видим в каждой второй клетке символ, обозначающий цвет нити. Первая строка обозначает нити, пропущенные через отверстия, вторая – через прорези.
Можно так же встретить и такое обозначение нитей( именно его я и буду в дальнейшем использовать):

.                                                                
  .                                                              

Длина нитей рассчитывается по формуле:
Необходимая длина изделия+20%+60 см

(То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей).
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка.
60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения бердо.

Итак, отмеряем нужное количество и нужную длину нитей. Вставляем их в бердо. Считайте, что самая сложная часть работы позади:)
Делаем узел на дальнем от вас конце нитей и привязываем его, положим, к ручке двери. Проводим бердечком вперед-назад, чтобы устранить спутывание нитей. Делаем узел на другом конце нитей, равномерно их натягиваем и привязываем к поясу.
Если вы используете не все отверстия и прорези, вставлять нити начинайте с середины, расходясь в разные стороны.
Нить утка можно намотать на челнок или, за неимением его, смотать в узкий моточек.

Можно приступать к ткачеству.

4. Ткачество.

Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.
   
Шаг 2: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем предыдущий ряд утка и пропускаем новую нить.
   
Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать.

За подбиванием лучше следить особо, чтобы не получить полосочек разной ширины и трапеций вместо прямоугольников.
При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.
Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить.
И главное! Натягивайте! Натягивайте нити так, как будто от этого зависит ваша жизнь:)))


Получившийся узор

5. Варианты узоров.

а) Региональные отличия в выборе цвета.
Красный цвет — яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка. Такое сочетание цветов в тканых поясах любили делать мастерицы узорного тканья в Рязанской области, в Мордовской АССР. На севере России были излюбленными другие сочетания, часто с преобладанием лиловых, коричневых, серебристо-серых цветов. Вот пример сочетания цветов и их чередования в узорных поясах Архангельской области:

темно-коричневых — 2 нити,
лиловых — 2 нити,
белых — 2 нити,
лиловых — 3 нити,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 1 нить,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 7 нитей.
 
Получившийся узор

Далее цвета нитей чередуются в обратном порядке (средние 7 нитей не повторяются). Для изготовления такого пояса нужно подготовить 31 нить, из них темно-коричневых — 8, лиловых—10, белых—13. Темно-коричневый можно заменить черным, лиловый должен быть с красным оттенком, не темным. Количество прорезей бердышка, занятых при тканье такого пояса, будет 15, свободные прорези располагаются симметрично по краям.
А вот пример сочетания цветов, которые любили использовать мастерицы Рязанской области, в Мордве:

красных — 3 нити, белых — 1 нить,
зеленых — 3 нити, черных — 1 нить,
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
желтых — 3 нити, красных — 4 нити,
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
черных — 1 нить, красных — 1 нить.
 
Получившийся узор

Далее чередование цветных нитей будет проходить в обратном порядке (средняя нитка не повторяется). Всего должно быть заготовлено 49 нитей, из них красных — 27, зеленых — 6, желтых — 6, черных — 4, белых — 6. Количество занятых в бердышке прорезей будет 25. Остальные 24 нити должны быть пробраны в промежутки между прорезями.
Красный цвет в данном случае лучше взять яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка.

б) Собственно варианты.
Варианты, подсмотренные на заграничных сайтах. Некоторые из них имеют аналоги, хранящиеся в Музее этнографии народов СССР (Санкт-Петербург).

Вариант 1.

х   x   x   x   x   o   o   x   o   x   o   o   x   x   x   x   x
  x   o   o   o   o   o   o   x   x                              

 

Вариант 2.

o   o   x   x   o   o  
  o   o   x   x   o   o

 

Вариант 3. Он же разновидность предыдущего.

  х   x   x   o   o   o   y   y   y   o   o   o   x   x   x  
х   x   x   o   o   o   y   y   y   o   o   o   x   x   x

 

Вариант 4.

  o   o   o   х   x   x   y   y   y   x   x   x   o   o   o
х   x   x   o   o   o   x   x   x   o   o   o   x   x   x

 


Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Литература.

1. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М.Сахута. – 2-е выд. – Менск: Беларусь, 2001. – 168 с.: iл.
2. "Основы художественного ремесла" под ред Бородулина, Танкус. Практ. пособие для руководителей школьных кружков. М.: Просвещение, 1978.- страница 165-171
3. Лебедева. Рязанский этнографический вестник. 1997.
4. Археология России. Ремёсла. Ткачество и плетение.

5. Матриалы сайта.( Искать в меню под пунктом "Kammweben"-"Anleitung").
6. Опять же на немецком. (Много описаний. Не схем, а именно описаний на немецком).
7. Еще один немецкий сайт.
8. И немножко с сайта Isabel Ulfsdottir.

Поделиться записью


Оставить комментарий